Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Курортная кружка-поилка прямо из СССР



Курортная кружка поилка с медведем. СССР, Кисловодск, 1971 г.

Экспонат "Национального музея медведя" (Пермь).

Кружка эта, также, называется бюветница, от оформленных над артезианскими источниками павильонов для удобства подачи минеральной воды.
В Ессентуках был поставлен памятник такой кружке. У бюветов, если Вы помните, тоже тонкие краны.

Кружечка эта имеет такое строение - носик в ручке - не просто так, такая конструкция несет много полезных функций:
Во-первых, вода не касается зубов, так как она кислая - вспомните Кисловодск и железистая (Железноводск), зубная эмаль быстро становится желтой и портится;
Второе полезное назначение - минеральная вода "кипит" углекислым газом, лопается пузырьками, и некоторые воды достаточно не ароматны - сероводородные, такая форма позволяет не вдыхать аромат - нос вне контакта.)
Третьим и, пожалуй, изначальным предназначением такой формы кружки, было ее предназначение для того, чтобы поить лежачих больных. Вспомните поильник. Тонкая трубочка позволяла пить мелкими глоточками, размеренно, чтобы вода лучше усваивалась, и при этом воды можно выпить во много раз больше.
И последняя выгода - удобно пить взвеси - остаток остается на дне.


Кого хочешь выбирай!

Говорят в этом году случатся выборы.

Возможно это и так, но для тех, кто забыл, что на выборах на самом деле возможен выбор, мы приготовили новогодний сюрприз.
Публикуем четырехстраничный бюллетень выборов 1995 года, который сохранился в наших архивах.
22 года пролетело, многие уже забыли это, а другие тогда еще не родились.
Увлекательное чтение гарантируем.



Collapse )



Верхом на драконе

< всемирная история дракона, китайский лун, пермский ящер, конь-дракон, битва со змеем, святой Георгий и Медный всадник >

Классические культуры Индии, Египта, Греции и Рима не знают богов-всадников. Божества на колесницах, в повозках и окруженные лошадьми – не в счет. Можно предположить, что история образа героя на коне или божества-всадника неизбежно приведет в генезисе к мифологии кочевых племен.

На Урале и в Сибири найдено большое количество бронзовых всадников в широком ассортименте от примитивных изделий гляденовской культуры (II в. до н.э - II в.н.э) до блях с классическими наездниками "сокольничими" рубежа II тысячелетия. Главный герой угров - сын небесного бога Мир-Сусне-Хум - всадник на белом коне, его изображение многократно встречается на средневековых пластинах.
Помимо конников в металлопластике Урала и Сибири есть множество персонажей верхом на фантастических животных: ящерах-драконах и гибридах животных с элементами бобра, выдры, медведя, собаки, щуки и других. Чаще всех на пластинах пермского звериного стиля встречается небольшой дракончик, гибрид, которого обычно именуют ящером.

Чтобы разобраться в этом многообразии, попробуем отыскать истоки урало-сибирского звериного стиля в истории кочевых народов.

По мнению исследователей в основе пришедших на Южный Урал народов был асский союз кочевых племен, состоявших из юэчжи и племени усуней, отступивших из Семиречья под давлением хунну в Кангюй и затем двинувшихся на юг и север (Габуев). Юэджи завоевали Греко-Бактрию на юге, а усуни (асии, асы греческих текстов) основали в начале первого века нашей эры на территории Южного Приуралья ("владение Янцай" по китайским хроникам) государство Алань-ляо, жителей которого стали называть аланами. "Владение Янь" (вероятно, Верхнее Прикамье) было зависимым согласно китайским летописям от Аланьи и платило ей дань пушниной.

Искусство усуней, пришедших на Урал на рубеже нашей эры от границ северного Китая, находилось под сильным китайским влиянием. Мастера Поднебесной создавали для номадов севера изящные вещи точно также, как на Западе для кочевников-скифов работали ювелиры греческих городов Причерноморья.



На знаменитой каргалинской диадеме (усуни, II-I в до н.э.) изображено немало существ: медведь, олени, архары, козерог, птицы, девушка на тигре. Для нас интересней всего всадница на крылатом рогатом драконе.



Collapse )


----

Оргия Праведников. Наша Родина - СССР

На поэтический фестиваль "Компрос" в этом году приглашена известная группа Сергея Калугина "Оргия праведников". Группа существует с 1999 года, когда объединились гитарист и поэт Сергей Калугин и московская арт-рок-группа «ARТель».

Интригующее название коллектива Сергей Калугин объяснял так: Оно соответствует духу того, что мы делаем. Мы любим объединять крайне противоречивые вещи и вещи, которые, казалось бы, вместе жить не должны. Тем не менее, они живут, они ярко играют друг с другом. Таким образом, противоречие, которое заключено в названии отражается и в нашем творчестве. Более того, поскольку само название глубоко секретное, противоречие, которое в нём заключено — оно кажущееся. «Оргия» (если переводить его дословно с греческого языка) означает тайное богослужение, то есть противоречие существует только в сознании людей. И если говорить о сути этих двух слов «Оргия Праведников» — в нём нет никакого противоречия, как и в том, что мы делаем. Казалось бы, мы соединяем вещи противоречивые — русский городской романс и трэш-метал и так далее, но если смотреть глубже, то противоречия нет. Именно поэтому они так интересно сливаются друг с другом.

Творчество группы известно многим: так, песня «Наша Родина – СССР» провела одиннадцать недель в чарте «Нашего Радио», две из них – на первом месте, вошла в число 4 претендентов на звание «Песня года» премии «Чартова дюжина–2013». Коллектив уже выступал в Перми, и ее пермские поклонники и гости фестиваля еще раз встретятся с ней на "Компросе".
Лучший способ знакомства с музыкальной группой - видеть и слышать.




Omnia mea mecum porto: история бронзовых богов

Называть бронзовые пластины, подвески и накосники украшениями костюма столь же нелепо, как считать иконы украшением интерьера, а крест - вешалкой.
В отличие от храмов, алтарей и домашних углов с иконами последующих времен, человек эпохи звериного стиля носил свой "иконостас" всегда с собой, вернее, на себе. Медвежьи бляхи и пряжки с медведем защищали владельца, птицы на косах женщин (ипостаси богинь-матерей) дарили удачу в домашних делах, подвески с бобрами очищали, крылатые собаки защищали от недобрых духов, а шумящие подвески будили спящих духов-помощников.
Духи-хранители, обереги, в виде подвесок, пронизок и пр. всегда сопровождали человека, чтобы помочь в трудной и неожиданной ситуации.
Если мы приглядимся к предметам звериного стиля, то заметим, что большинство из них имеет крепления: петли с обратной стороны, отверстия для подвесок, трубочки в пронизках для кожаных шнурков. Этот мобильный набор амулетов выглядит странным для людей, живущих в домах, в крепостях и селениях по берегам уральских и сибирских рек.

Понять эту особенность урало-сибирской металлопластики можно, если вспомнить ее происхождение от скифо-сарматского звериного стиля.
Вещи кочевников постоянно путешествовали вместе с ними. Амулеты скифов и сармато-аланов играли в основном роль украшений конской упряжи, элементов сбруи. Верный спутник номада - конь использовался как походный алтарь и штандарт в торжественных церемониях.
Скифская структура вселенной из трех миров прослеживается в семантике конской упряжи: на боковых ремнях расположены уздечные бляшки с рыбами, на груди и плечах коня сверкают фалары с пугающими врагов изображениями - апотропеями, на лбу коня пластины - символы верхнего мира - с птицами и копытными животными: козлами, оленями, несущими в рогах солнце. Налобники украшены изображениями божеств, как, например, знаменитый налобник из Цимбалки со змееногой богиней Апи.

В наборах звериного стиля кочевников юга - уздечных бляшках, псалиях, нагрудных и наплечных фаларах, налобных пластинах и шумящих подвесках лошадей - можно узнать знакомые нам жанры северного звериного стиля: подвески, накосники, нагрудные диски, пронизки и даже поясные пластины.

Вытесненные после военной катастрофы в IV веке на север врагами гуннами, сармато-аланы сменили кочевой образ жизни, поменялась и жизнь богов. Перебравшись с коней на одежду людей, бронзовые боги и звери изменились, но не утратили свое сакральное значение.
Уздечные бляшки превратились в подвески, конские налобники с изображением божеств стали пластинами с богинями и личинами богов.
Шумящие подвески с упряжи лошадей перешли на одежды северных красавиц. Фалары, украшавшие грудь и плечи боевых коней, стали нагрудными дисками таежных богатырей, сохранив при этом свое значение апотропеев и ассортимент изображений божеств. Так грозные грифоны и сенмурвы перекочевали с крупа коня на грудь человека. Медведи с пластинок скифской конской сбруи поселились на пряжках и поясных пластинах жителя лесов.

Боги стремительных кочевников изменились, но обрели своих новых поклонников на севере; как рудимент остался и элемент мобильности. Степные люди-кентавры превратились по прихоти истории в жителей лесов, но сохранили походный арсенал языческих божеств в наборах бронзовых амулетов.
Память об этом походном магическом арсенале жива и в христианских оберегах: нательном крестике, иконке в автомобиле. Мир создателей звериного стиля не так далек от нас, как может показаться.

Текст: Борис Эренбург, глава из второго издания альбома "Звериный стиль".

Реконструкция скифского воина. Упряжь: подвески






Collapse )




Китайские хроники, Урал и звериный стиль

Фрагмент книги "Медведь в истории культуры" (Сенатор, 2017) с изображениями китайского звериного стиля
Первое слева изображение пряжки из Пермского края с изображением гибрида медведя и насекомого, остальное - Китай






Из книги "Звериный стиль"

Искусство культового литья полтора тысячелетия обеспечивало единство языческой цивилизации Урала и Западной Сибири. На протяжении столетий варьировались образы персонажей, менялся стиль отливок, но сохранялись сюжеты.Чтобы понять значения бронзовых фигур, семантику сакральных образов, необходимо восстановить историю событий на этих территориях, движение народов, генезис племен. И тогда мы сможем найти источники образов звериного стиля в мифологии участников великих переселений народов, случившихся в разные времена и затронувших территории Звериного стиля.

Урал находится на границе Европы и Азии, поэтому в поисках сведений о далеких событиях заглянем на восток, в летописи древнейшей цивилизации, в китайские хроники. Начиная с исторических записок ««Ши Цзы» Сыма Цяня китайские хроники содержат сведения о стране Яньцай и владении Янь из «Западного края». Эти свидетельства настолько интересны, что попробуем привести их полностью.

Collapse )

Путешествие звериного стиля по пространству и времени

Культовые предметы звериного стиля кочевников, в основном украшения сбруи, попав в уральскую тайгу, изменились, но сохранили свое сакральное значение.
Причем иконография изображений  и структура вещи осталась прежней. Изменились персонажи - драконов и степных парнокопытных  сменили звери уральских лесов.
Посмотрите на предметы, разделенные большим расстоянием во времени и пространстве.
Размер у всех предметов примерно одинаков, около 13 см. в диаметре.

Украшение сбруи. Кольцо уздечки. Северный Китай, кочевники 3-2 вв. до н.э. Позолоченная бронза.


Collapse )