senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Categories:

Очерк о пермском Сенмурве (звериный стиль, пермский похоронный обряд и уральская реинкарнация душ)

Весною 1874 крестьянин деревни Кытмановой Харинской волости Вятской губернии Сюзев нашел серебряное блюдо с изображением на нем дракона весом 2, 3/8 фунта (около 1 кг).



Археологическая комиссия назвала эту находку весьма любопытною и выдала за нее Сюзеву 200 р – сумму, значительно превышающую весовую стоимость находки с целью поощрения местного населения к доставлению подобных вещей (корова тогда стоила 10 рублей). Блюдо было найдено на склоне Рагозского городища (58°40'; 53°00'). Об этой находке сообщали Н. Первухин, А. Спицын,Д. Анучин, историк И. Смирнов, хранитель Зрмитажа Я. Смирнов («Восточное серебро»).

«Дракон», изображенный на блюде, датируемом VIII в., был Сенмурвом, полусобакой-полуптицей. В зороастрийских трактатах Сенмурв предстает как благожелательное существо, оберегающее от злых сил. Однако на «нашем» блюде он выглядит далеко не благодушным. Источник
По разным версиям, включая эпос "Шахнамэ" в мифологии Ирана было два Сенмурва - один благой, другой демонический.
Грозный и благой Сенмурв стал символом шаха - сасанидской династии иранских шахов.

Сейчас трудно представить, но еще недавно Иран был светстской страной. Последний шах Реза Пехлеви пытался построить символику светского Ирана на исторических символах  древнего ахеменидского и сасанидского доарабского государства.
Первым официальным носителем изображения cенмурва является банкнота в 500 риалов, выпущенная в обращение Государственным банком Ирана в 1944 году - уже при новом императоре: вписанный в круг пес-птица помещен в центре защитной сетки на лицевой стороне купюры. Это не авторская стилизация, сделанная художниками банкноты, а точная прорисовка изображения с конкретного артефакта - серебряного блюда 7-8 века, некогда найденного в российской Вятской губернии на берегу Камы близ города Глазова; оно поныне хранится в петербургском Государственном Эрмитаже.


Как изображение попало на иранскую банкноту?
К открытию научного форума в Ленинграде в 1935 г. директор Эрмитажа академик И.А. Орбели издал совместно с К.В. Тревер книгу "Сасанидский металл", где было описано и это блюдо. С обложки этой книги и перерисовали Сенмурва для банкноты иранские мастера.

Переосмысленный образ Сенмурва вошел пантеон персонажей Пермского звериного стиля. Крылатый пес или барс превратился в крылатую собаку - проводника душ умерших и спутника шаманов в путешествиях в Нижний мир и обратно. Уральские Сенмурвы отливались в форме пронизок, прикреплявшихся к одежде.

Вот одна из пронизок с изображением пермского Сенмурва.

Существует в Прикамье и образец классического иранского Сенмурва использованный в похоронном обряде в качестве солнечного круга - знака возрождения.
Погребальный ритуал в Прикамье предполагал захоронение с покойным двух серебряных вещей: посмертной маски на лицо - знак ухода и отделения покойника от мира живых, а также солярного диска на грудь - знак последующего возвращения души в наш мир.

Серебряная посмертная маска (Верхнее Прикамье, публикуется впервые)



Корни этой уральской веры тоже иранские - жизненная сила фраваши, благой дух продолжает существовать после смерти человека и примыкает к небесному воинству Ахура-Мазды. У иранцев фраваши изображались в виде диска с крыльями.

При похоронах одного, судя по всему, знатного человека в Чердынском районе (VII-IX вв.) солярный диск был сделан из сасанидской серебряной посуды с настоящим изображением иранского Сенмурва (публикуется впервые):






Не правда ли, настоящий шахский символ Сасанидов, как его представляет Википедия по прорисовке с блюда, хранящегося в Британском музее:


Сенмурв под именем Симаргла вошел в древнерусскую символику и появился, например, на киевских браслетах 12-13 веков. Но это уже совсем другая история.

А пока скажем, что образ Сенмурва незаслуженно забыт в Прикамье, где он играл такую большую роль.
Можно было использовать этот образ в логотипе Чердыни вместо банального лося, предложенного недавно этому древнему городу.
текст: Борис Эренбург, 2013
Tags: пермский звериный стиль, пермский край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments