?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Ровно 170 лет назад, в 1839 году французский художник и изобретатель Луи Жак Дагер впервые применил на практике способ фиксировать и тиражировать изображения. Так появилась фотография, которую поначалу нарекли «дагеротипией», хотя ловкий француз использовал при этом идею и разработки другого изобретателя, Ньепса. В середине XIX века фотография или, как еще называли новый вид ремесла, светопись, стала быстро осваивать просторы Российской империи, прежде всего крупные города. В Перми, столице обширной губернии, в начале 1860-х гг работал, судя по данным «Памятной книжки Пермской губернии на 1863 г.» один мастер-фотограф с помощником, - и это на всю губернию.

Кем же он был, пионер фотографии, кого считать первым «светописцем» Перми? В упомянутом справочнике фамилия не приведена, но Елене Мамаевой, заведующей сектором Пермского краевого музея, удалось уточнить хронологию развития фотодела. На приоритет в этой сфере может претендовать Константин Федорович Чайковский (данные на начало 1890-х). Этот предприимчивый выходец из крестьян сумел открыть новое дело еще в 1855 году, то есть, на три года раньше дагеротипии господина Вольфа, проезжего фотографа, который изготовлял изображения (портреты) на зеркальной амальгаме.
В Пермском краевом музее в Доме Мешкова демонстрируется один из первых групповых портретов, запечатлевший исторический момент, когда в 1866 году депутация пермского общества, поехали дарить икону императору Александру II по случаю счастливого избавления его от покушения террористов. На фотографии - представители всех сословий и классов, кроме служителей церкви, икону держит городской голова пароходчик Федор Каменский. Но вот незадача – фото сделано в Петербурге, а пермский вариант снимка отсутствует.
В шестидесятых годах появились уже настоящие фотографии (фотоателье) - мещанина Степана Васильевича Рылова (1860 г.), Морица Гейнриха (1861) и других. Самые известные фотографии оставлены потомкам как раз этими мастерами-первопроходцами. Степан Рылов, например, сделал оригинальный «стерео-портрет» (один человек в разном возрасте) инженера-технолога Николая Новокрещенных, который стал еще и археологом и одним из организаторов научно-промышленного музея. Вслед за портретами (кстати, первые ателье так и назывались Cabinet-portrait) получили широкую популярность пейзажи, в этом жанре особенно преуспели К. Чайковский и А. Якунин.

Зарождение пермской фотографии тесно связано с именем необычной личности – Морица Григорьевича Гейнриха-Ротони, выходца из венгерских графов, участника национально-освободительного восстания 1848 года. Приехав в Пермь, этот вольнодумец задумал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием «Идеал» еще в конце 1860-х, но разрешение получил в 1877 году. Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Фотограф из него получился, однако, не какой-то, а лучший на Урале. Дом Любимова (на углу Сибирской-Пермской), в которой находилась фотография графа, был снесен.

В пореформенное время, в период бурного развития промышленности, в Перми появилось почти одновременно сразу несколько фотографий. Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин. Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в доме на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным по ул. Покровская (Ленина), 17. (Сейчас снесены, на их месте, за зданием банка, сейчас возвышается многоэтажка вычислительного центра).
Как правило, первые профессиональные фотографы работали в тех же зданиях, где и работали, хотя были и исключения. Например, когда у Александра Якунина дела пошли хорошо, он стал сдавать свой дом под квартиры, а в доме на Покровской по соседству с фотомастерской организовал зубоврачебный приемный пункт. Столь странное соседство объясняется просто: врачом была дочь фотографа Евлампия Александровна Чарушина.

К старейшинам пермской художественной фотографии относился Анатолий Анатольевич Москвин. Его мастерская находилась сначала, с 1894 года, в доме Мартынова (ул. Торговая (Советская, 35), затем он перевел свое дело на ул. Кунгурскую или просто Проспект, 17 (ныне Комсомольский пр.). Художественная фотография А.А. Москвина в своей рекламе указывала такой адрес: Проспект, бывший дом Федорова. Московский фотограф Александр Федорович Федоров, развивавший художественное начало в фоторемесле, несколько лет работал в Перми, здесь и скончался в 1890 году (на старинном Егошихинском кладбище сохранилась его могила, с художественным каменным надгробием).

Дом по ул. Торговая (Советская), 32 оказался тесно связан с развитием фототрадиций, превращением ремесла в высокое искусство. В конце 19-го века домом владел содержатель фотографий И.И. Третьяков. Иван Иванович Третьяков открыл «Художественную фотографию» 6 марта 1890 г. С самого начала новый хозяин такой же фотографии, принадлежавшей А.Ф. Федорову, заявил о своих правах преемника и наследника известного московского мастера. Через газету Третьяков сообщил, что павильон, лаборатория и прочая обстановка салона Федорова остаются прежними, но «с дополнением новых аксессуаров и декораций». Поскольку кончина москвича была внезапной, Иван Третьяков обещал все заказы и работы завершить, со всеми рассчитаться. Привлечь новых клиентов энергичному фотомастеру удалось с помощью модернизации бизнеса, покупки усовершенствованных английских аппаратов, как то объективов Дальмейера и Росса, дававших возможность снимать как миниатюры, так и большие портреты. «Пасмурная погода работе не препятствует», - обнадежил клиентов Третьяков.
А во время Великой Отечественной войны здесь жил и работал известный фотохудожник, один из основателей советского авангарда Александр Родченко. В эвакуации он устроился фотокорреспондентом железнодорожной газеты, выполнял задания областной газеты «Звезда».

Не остались в стороне от увлечения модным фотоделом и женщины. Фотография Марии Григорьевны Морозовой находилась в начале ХХ века и до революции 1917 года в бывшей мастерской А.А. Москвина на ул. Торговая, 35. В путеводителе «Кама (1911 г.) вместе с рекламой фотографии Морозовой были помещены снимки роскошных интерьеров ее ателье и шести медалей, которых были удостоены ее фотоработы.

Электрическая фотография С.П. Бурдина размещалась сначала по адресу ул. Петропавловская, 39, а затем в доме №43 по той же улице. На рекламе делалось примечание: против дома музея. И еще писали: «Снимки при электричестве до 7 час. вечера. Цены общедоступные».

Фотография А.Г. Тарасова находилась в доме Лака на углу ул. Пермская (Кирова) и Оханская (Газеты «Звезда»); кроме того, этот фотограф стал принимать заказы в Мотовилихе, «в доме у моста». Любопытно рекламирует Тарасов свое заведение: «Исполняет все работы, касающиеся фотографии, исполнением ручается угодить самым изысканным вкусам».
Угловой дом на Пермской,72 можно назвать домом фотографов: в разное время почти сорок пять лет, до 1930-х, здесь располагались, помимо Тарасова, мастерские Калашникова, Андреева, Лятковского, Казанцева, Кондакова.

Фотография Н.А. Бурденкова принимала посетителей на ул. Сибирская, в доме, владельцами которого были сначала Масленниковы, затем Сведомские. Это красивое двухэтажное каменное здание напротив дома Благородного собрания, сохранившееся до наших дней, на протяжении многих десятилетий традиционно служило делу пермской фотографии. Сменялись владельцы, менялись власти – а фотография по-прежнему служила людям. Николай Бурденков занимал здание дольше всех, с 1913 по 1926 гг. А до него здесь с 1909 года находилась фотография Зинаиды Львовны Метаниевой. В советские годы по данному адресу работал несколько лет фотограф А.В. Цветков, а в 1929 году здесь разместился филиал первой фотоартели, созданной М.О. Кузнецовым. В фотоартели объединились 19 мастеров-частников.

Первый советский фотоколлектив был создан при участии учеников А.А. Якунина, его сына Николая, а также Матвея Кузнецова, который вскоре стал самым известным фотомастером того времени. Многие виды старой Перми запечатлены именно этим мастером. Матвей Осипович был одним из организаторов фотографического общества при научно-промышленном музее и первым председателем Пермской фотоартели, действовавшей на кооперативно-промышленных началах.

В 1901 году в Перми появилось первое фотографическое общество. Дело это было и модное, и дорогостоящее, неудивительно, что членами общества стали преимущественно состоятельные люди, представители технической интеллигенции Перми, служащие железной дороги и т.д. Количество фотомастерских в Перми в ХХ веке быстро увеличивалось: если в начале века их было пять-шесть, то к 1917 году уже в три раза больше. Успешно работали фотографии Арсения Андреева на ул. Пермской (Кирова),180, Казимира Вибурского на Ирбитской (Матросова),27, Вл. Парамонова на Торговой (Советская), дом Сыкулевой, Дмитрия Половцева на Монастырской (Орджоникидзе), дом Окошкиной, В. Казанцева на Кунгурской (Комсомольский пр.), 25, К. Сафонова на Безымянной (Малышева), 10 и др.
Свои фотографии имелись и в уездных городах, в Белогорском монастыре и т.д. В Екатеринбурге не имел себе равных В.Л. Метенков, чьи фотографии составили серьезную конкуренцию даже пермским мастерам.

Быстро возрастающая среди населения популярность фотографии нашла выход и на страницах печати. Фотовыставки в Пермском научно-промышленном музее вызывали живейший отклик как обывателей, так и местных юмористов. Фельетонист «Пермских губернских ведомостей» под инициалами «В.Г.» поделился своими впечатлениями об осенней фотовыставке 1901 года:
«…Портрет железнодорожника Х, изображенного выезжающим на барышнях… Снято в 1 час ночи, при свете магния. Тут же группа служащих службы недоборов и переборов, теснота поразительная. Рамка сделана из ушей… Вот моментальный снимок оперных психопаток… Вот группа лиц, посещающих театр с явным намерением и оперы не слушать, и другим мешать разговаривать… Тут же портреты клубистов, снятые по окончании жестокой всенощной… игры на биллиарде. Интересен снимок «Встреча фотографа», снимающего виды, с фотографом, снимающим пальто, цепочки, кольца; первый вооружен аппаратом, второй дубинкой».

В начале века появились первые цветные (на самом деле только подкрашенные снимки). В 1910 году в Перми и на Урале побывал лейб-фотограф Сергей Прокудин-Горский, который по заказу императорского двора снимал виды городов. С этого времени, с этого поистине исторического заказа начинается отсчет цветной фотографии как искусства.

Как уважающая себя фирма, каждая фотография (мастерская) стремилась заполучить побольше отличий, медалей выставок и т.п. Первые открытки, или как их тогда называли – открытые корреспондентские карточки – появились в Австро-Венгрии в 1869 году. На обороте пермских почтовых карточек, как и в Европе, также стали помещать собственные художественные композиции и изображения медалей. Каждый фотомастер старался чем-то выделиться и этим привлечь заказчиков. Как правило, оборотные рисунки представляют легкие штриховые фигуры, узоры, орнаменты, чаще всего в стиле модерн, популярном на рубеже веков. Включались в композиции и предметы, символизирующие творческий труд: палитра и кисти художника, фотоаппараты (например, у Москвина) и т.п.

В начале ХХ века пермские фотографы выпускали фотоколлажи и композиции «Привет из Перми!» (вариант: «Поклон из Перми!»), с видами лучших зданий города, иногда с художественным обрамлением, виньетками и т.п. Со временем появились целые фотосерии (коллекции). На таких открытках часто появлялись также река Кама, пароходы – гордость пермских жителей, а с появлением железной дороги – мосты, вокзалы, паровозы. Было выпущено и несколько подарочных открыток усложненного типа, с сюрпризами, представлявшими небольшие фотоальбомчики с видовыми снимками, искусно «вмонтированные» в открытку. Настоящие произведения полиграфического и фотоискусства.

Владимир Гладышев

Comments

( 12 высказались — Прокомментировать )
reportperm
23 сент, 2009 12:10 (UTC)
http://permnews.ru/stat_st.asp?st=5620 от него же и про то же )
senat_perm
23 сент, 2009 13:36 (UTC)
Верно. Статья инициирована нами к одному изданию (набор открыток). Мы ничуть не возражали, чтобы Владимир опубликовал ее в родной газете. Кто читает "ПН", кто "Сенат", а набор пока не вышел.
reportperm
23 сент, 2009 13:45 (UTC)
Интересно будет посмотреть.
fd_travel
23 сент, 2009 16:14 (UTC)
интересная статья. ВОт бы еще музей фотографии открыть
klyaksina
24 сент, 2009 19:14 (UTC)
А пока не открыли, можно ездить в свердловский или нижегородский :-)
spermyou2
24 сент, 2009 06:35 (UTC)
о, а вот "пролетом через пермь" - я в виде магнита купил, клевая :)
senat_perm
24 сент, 2009 07:56 (UTC)
наша продукция))
amazonalba
13 окт, 2009 05:31 (UTC)
открытки из Перми
Будем ждать выхода набора, очень хотим его в руках подержать. А статья Владимира Федоровича, как всегда, поражает. Обилием материала, например.
maghellan
14 окт, 2009 06:52 (UTC)
В далеком 2004 году выиграл в фотоконкурсе книгу "Губернский город Пермь в открытках". Одна из самых ценных для меня книг!
dva_perm
23 ноя, 2011 07:10 (UTC)
Интересный материал. Предложение
1. Создать отдельный слой в ДубльГис связанный с развитием фоторгафии в Перми
2. Продублироать этот слой в Google Планета Земля
3. Собрать имеющиеся в музеях работы и "привязать" их по тэгу место сьемки и печати.
Получиться хороший совместный проект. Кто имеет возможность и желание участвовать сообщите. (вышлю на почту ссылки и правила размещения)
senat_perm
23 ноя, 2011 09:20 (UTC)
Re: Интересный материал. Предложение
Делали проект с Минторгом в картах google на panoramio по Пермскому краю, разместили около 400 фото. Но можно продолжить.
pingback_bot
23 ноя, 2011 12:12 (UTC)
Люди царской России
User anyruart referenced to your post from Люди царской России saying: [...] пермской фотографии" от Владимира Гладышева здесь: http://senat-perm.livejournal.com/33077.html [...]
( 12 высказались — Прокомментировать )

Архив

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com