?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Айдентика древних культур - это не фирменный стиль современных компаний. Если современный логотип привязан к жизни определенной фирмы и умирает вместе с ней, то визуальные элементы в искусстве переходят по наследству от культуры к культуре, от одного народа к другому и живут на протяжении тысячелетий.
Это не обычный пост, а роман-комикс, историческое повествование в картинках об одном графическом элементе в искусстве, который сохранял свое культовое значение более трех тысяч лет, сменив на ходу сотни человеческих поколений и десятки народов. Пермский край тоже не остался в стороне.


Пермская спираль?

На теле зверя из Чердынского района Пермского края мы видим интересные завитки в форме спирали. Пластина, скорее всего принадлежит к Ананьинской, скифской культуре, существовавшей на территории Прикамья. Так значит это пермские скифы?

Ранний пермский звериный стиль, предположительно III-V вв. до н.э.


Скифская спираль?

Действительно, в пазырыкских курганах на Алтае обнаружено множество вещей с подобной спиралью.

Кинжал. Скифские племена Горного Алтая. V век до н.э.



Спираль можно найти на всем пространстве огромной Скифии, далеко от Урала и Алтая.

Золотая рыба скифов – единственная реликвия, уцелевшая из всех украшений, найденных в сокровищнице неподалеку от реки Лужицкая Ниса (Нейсе), протекающей между Германией и Польшей. V век до н.э.



В отличие от грубоватых бронзовых отливок скифов С Урала и Алтая изделия "царских скифов" Причерноморья представляют собой ювелирную работу с золотом греческих мастеров Боспорского царства. Но спираль та же.

Скифы. Знаменитая золотая пектораль из кургана Толстая Могила. IV в. до н.э.


Золото скифов. Украшения.



Скифов сменили сарматы. Посмотрим на изделия этого кочевого народа.

Сарматская спираль?


Легко обнаружить подобную спираль у наследников скифов - в сарматском искусстве.
Олень. Дерево, аппликация золотом. Филипповские курганы под Оренбургом. Южный Урал, IV в. до н.э.





Сарматский шлем. Северное Причерноморье, II в. до н.э. - II век н.э. Фото скифского кинжала и сарматского шлема maximus101



Чаша в виде медведя. Сарматы. Южный Урал. IV век до н.э.



Сарматский (савроматский) всадник из Филипповских курганов, Южный Урал
Золотой лист (аппликации деревянных сосудов)  V-III век до нашей эры




История спирали в сарматском искусстве прослеживается до III-IV века н.э. Затем сарматы исчезают из мировой истории. Но кто им наследует?
Где мы отыщем загадочную спираль?


Вендельская спираль? Скандинавы?

Культовая спираль неожиданно обнаруживается в немалом количестве в Скандинавии  и Англии эпохи Вендель V-VII вв.
Дошли ли туда сарматы? Почему Балтийское море на древних картах называется Сарматским озером (океаном)?
Не будем гадать, просто посмотрим.

Котел и очажные приспособления эпохи Вендель (Скандинавия) VI в.
Утварь очага в Вендельской культуре была священна, и появление культовой спирали на атрибутах закономерно.



Ворон из клада в Саттон-Ху (Англия). Эпоха Вендель



Солярная символика и поединок. Стела с острова Готланд.
V-VI вв. Стокгольм, Исторический музей.


Прорисовка украшения эпохи Вендель. Скандинавия.


Папильский крест (8 в н.э.) на острове Бурра (Burra), Шетландские острова, Шотландия.
Лев очень похож, благодаря спиралям, на пермского медведя c ананьинской пластины.
Внизу люди-вороны, помощники Одина, главного божества Вендельской эпохи.



Украшение кормы Осебергского корабля. Викинги. IX век.


Но вернемся в пятое столетие до нашей эры.
Почему бы не пойти от скифов в прошлое?
Найдется ли спираль у тех, кому "наследовали" кочевые скифы?
Найдется.


Синдская спираль?

Изображение фантастического зверя с подобной спиралью, как у пермского (скифского) медведя и вендельского льва, мы можем найти в Синдике, небольшом государстве Синдов на месте современной Анапы.
Пластина с рельефным изображением фантастического животного (дракона). Семибратний курган № 4. V-IV вв. до н.э.


Синдские украшения из тех же курганов..



Синды находились в постоянном контакте со скифами. Периоды войн сменялись миром.
Но кому наследовали синды, чья мифология повляла на их культуру и картину мира? Синды по уверениям древних авторов - одно из фракийских племен, переселенцы из Фракии (нынешней Болгарии).
Заглянем во Фракию и долго искать не придется.

Фракийская спираль?

Погребальная маска фракийского аристократа. Золото. Блюдо-маска. V век до н.э.
Культовая спираль обрамляет лицо.
Вспомним, кстати, о золотых погребальных масках скифов, сарматов и серебряных погребальных масках V-X вв. Верхнего Прикамья, в большом количестве найденных в могильниках на Каме и Вишере (ломоватовская культура).


А на этом шлеме фракийского типа IV в. до н.э. мы видим разгадку значения спирали - это свернувшаяся в клубок змея.


Тут же снова вспоминается древнее Прикамье. Разгадка есть и у нас.
Пермская спираль-змея. Гляденовская культура II век до нашей эры - IV в. н.э.


Продолжим путешествие во времени.
Фракийцы были современниками Древней Греции и многое позаимствовали у греков. В свою очередь, греки тоже переняли кое-что, героев и богов, из фракийской мифологии, например, Орфея. А через Фракийское (Одриское) царство мифология фракийцев оказала огромное влияние на оформление картины мира у скифов.

Погребальная маска фракийского царя.



Вот что мы находим в знаменитой гробнице фракийского царя гетов в Свештари.
Это фракийские богини-кариатиды со спиралью.
У входа в гробницу две прямоугольные колонны, украшенные архитравом с фризом из стилизованных бычьих голов, розетками и гирляндами из листьев и цветов.
Барельеф из десяти красивых женских фигур, высотой 1.20 м., с поднятыми высоко вверх руками. III в до н.э..


Они напоминают образ скифской богини Табити, найденный в скифском кургане Куль-Оба близ Керчи.
А вот скифская змееногая богиня Апи. Скифы.


Грудь Апи украшена нашей культовой спиралью.


Глубины фракийской культуры и мифологии уходят в прошлое эгейских цивилизаций второго тысячелетия до нашей эры.
Попробуем заглянуть туда, в знаменитые Микены.

Микенская спираль!

Искать долго не придется.
Украшение-подвеска.    Микены. Второе тысячелетие до н. э.
IMG_2157.JPG

Еще лучше и наглядней.
Погребальная маска микенского царя с культовой змеиной спиралью. Около 1500 г. до н.э.



Микенская ваза со спиралью, которую многие искусствоведы так и называют - микенская спираль.
khutorskoy_ru_100_1610.jpg

Погребальная маска микенского царя времен еще до троянской войны, которую Шлиман посчитал "маской Агамемнона". Название за ней закрепилось.
Без спирали, но все-таки... одна из самых знаменитых погребальных масок мира. Начало пути определенного жанра, который закончился серебряными масками на Вишере.


Продолжим путешествие и дойдем до минойской цивилизации, от которой многое позаимствовали в Микенах.
Здесь в рописи дворцов и на некоторых вазах мы обнаружим ту же замечательную спираль.

Минойская спираль

Дворец на Крите, роспись




Ваза
Тонкостенные минойские (XIX-XVIII вв. до н. э. ) сосуды стиля “камарес



Там же, на Крите в Кносском дворце, мы вслед за археологом Эвансом обнаружим главного персонажа змеиного культа - богиню со змеями.



Богиня со змеями сопровождает все народы, отмеченные спиралью.
Скифских и фракийских змееногих богинь мы уже видели, теперь посмотрим на пермских и скандинавских.

Богини со змеями

Пермская богиня со змеями. Чердынский район.


Скандинавское божество со змеями.
Камень с острова Готланд. Эпоха Вендель V-VI вв.


"Путем змеиной спирали" мы можем добраться до глубин неолита, например, до знаменитого
мегалита Ньюгрейндж в Ирландии.
Но остановимся на Крите, на Минойской культуре, и подведем итоги нашего путешествия.

Древнейший культ змеи обрел некогда графическое выражение в форме спирали. Как визуальный элемент особой значимости
спираль сопровождала искусство определенных стран и народов на протяжении трех тысяч лет. С помощью выделения подобных
элементов - своеобразного ДНК культуры - мы можем проследить непрерывную цепь стран и народов, поколения культурных наследников
с определенными  "хромосомами" в структуре сознания. Иногда этот анализ дает интересные результаты и показывает cтепень родства там, где его даже не предполагали.

Спираль, казалось бы, исчезает вместе с язычеством и культами змеиных божеств, но не будем забывать, что и в христианстве именно змей, забравшись на дерево
и потроллив Еву, добился изгнания парочки из райского сада и запустил, тем самым, процесс размножения человечества.

И еще посмотрим занятную картинку сегодняшнего дня.
Праздничное новогоднее освещение Перми, 2015.


Та же спираль! Случайность? Не совсем.
Мы ощущаем наступающий Новый год (культовый языческий праздник) и видим комплекс: мировое дерево (хоть елка, хоть яблоня, хоть столб, как в данном случае) и змею на нем.

Все наши гирлянды, серпантины, фейерверки - это та же огненная змея, которую держит в руках минойская богиня.
Для первобытного сознания змеи олицетворяли молнии, отсюда происходит огненная светящаяся природа атрибутов праздника. Селькупы называли "Великими змеями" следы молний на стволах деревьев.
Явление молнии - это проявление божества, поэтому ощущения амбивалентны - страшно, но и радостно, что боги есть и нас не забыли.
Архетипы мировых культур всегда с нами, хотим мы того или нет.

текст: Борис Эренбург, 2015




Comments

( 2 высказались — Прокомментировать )
livejournal
9 дек, 2015 17:14 (UTC)
история спирали, роман в картинках
Пользователь aszid сослался на вашу запись в своей записи «история спирали, роман в картинках» в контексте: [...] Оригинал взят у в история спирали, роман в картинках [...]
livejournal
19 дек, 2015 04:38 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 2 высказались — Прокомментировать )

Архив

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com