Историки прошлого считали первые главы "Саги" фантастическими и спорили о том, с какой главы начинается позитивная история, иначе говоря, правда.
Достаточно странная ситуация, согласитесь. Отчего древний историк должен 16 глав врать, а с 17-ой говорить правду? Жизнь иногда невероятней любых выдумок, и то, что казалось фантастикой все более приобретает черты реального. Археологические находки в Пермском крае, во-первых, доказали присутствие в Прикамье в харинскую эпоху отрядов сармато-аланов (асов), чья родина была именно в Приазовье, во-вторых, находки отчетливо связали этих пришельцев и их пермских потомков с культурой древней Скандинавии. Книга Снорри получила бронзовые иллюстрации из краев около Уральских гор и можно только порадоваться за автора, которого восемь веков обвиняли во лжи.
Можно гадать о том, состоялся ли великий северный поход сармато-аланов из Прикамья в Швецию и Норвегию, но игнорировать прикамскую металлопластику "скандинавского круга" уже нельзя.
Посмотрим на изображение главного скандинавского бога - Одина.
Одним из основных маркеров древних изображений Одина для историков служат: два ворона по бокам.
Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. «Старшая Эдда», «Речи Гримнира», 20[1]:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!
"Один с воронами" (Пермский край), публикуется впервые. Фрагмент пластины. Нижняя часть не сохранилась.
У воронов вполне "говорящие человеческие рты" (раскрыты), птицы Хугин и Мунин (имена воронов по Снорри) сообщают Одину новости. На лбу божества - серебряная пластинка. Форма носа напоминает пластинку - наносник, часть защиты шлема.

Изображение Одина с вороном на средневеком брактеате (Дания)
С-Bracteate (DR 42) from Funen, Denmark,National Museum of Denmark.

Изображение Одина с воронами из исландской рукописи XVIII века
Изображение Одина с воронами на кресалах Прикамья (найдено около десятка одинаковых кресал)
Один с воронами на троне. X в., Дания, Roskilde Museum.
Прорисовка изображения Одина с воронами на шлеме эпохи Вендель (Швеция)

Всадник с воронами и дополнительной фигурой на прикамской пластине VIII века (р. Коса, Пермский край).
Обратим внимание на змею под конем на пермской пластине и змея под копьем на прорисовке шведского шлема.

Не исключено, что многие средневековые изображения Одина сохранились у нас в Прикамье.
Почему бы и нет, ведь так уже было с сасанидской посудой древнего Ирана, отличную коллекцию которой нашли именно в Приуралье.
Еще материалы по теме в нашем журнале: