senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Category:

Дело Лягушки-царевны

d52dd1be1c3a

Попробуем разобраться  в запутанном деле Царевны-Лягушки из одноименной сказки.
Одна из самых знаменитых русских сказок предельно таинственна. Зачем жених выбирает невесту стрельбой из лука? Почему невеста оказалась лягушкой? Отчего она так зависит от своей шкурки?
И еще, причем здесь звериный стиль?

Археолог находит кусочки керамики и складывает из них по известным образцам кувшин. Культуролог находит сказки, обрывки эпоса, этнографические заметки и собирает миф. Работа достаточно сложная, поскольку все эти кусочки смысла могут настолько разлететься во времени и пространстве, перепрыгнуть границы народов и культур, что собрать их становится почти невозможно. К тому порой просто не найти и не различить необходимый образец. К счастью, в деле с лягушкой проблемы решаются, потому что мы знаем судьбу исходного эпоса, часть которого сохранилась.

Итак, будем собирать по частям.
Прикамье. Бронзовая пластина с изображением Лягушки (V-VII в.), найденная в Добрянском районе Пермского края. Вернее это изображение распластанной шкурки лягушки, что немаловажно.

Ханты и манси. Этнографические материалы.
Лягушка. Ипостась женского божества. Покровительница женщин, помощница при родах.
Одной из дочерей Верховного бога Нуми-Торума (старшей сестрой Среднесосьвинского богатыря) считалась Хангласам-най-эква. У нее было семь дочерей, три из которых жили в юртах на Оби. Иногда ее называли  Хал-эква «между кочек женщина». Владения Хал-эквы простирались на весь бассейн верхнего течения Северной Сосьвы; она считалась хозяйкой ценных пушных зверей – соболя, горностая, бобра и выдры. Богиню-покровительницу на р. Тап также звали Нярс-най-эква, она была похожа на лягушку. Записана информация о хранении в XX в. изображения лягушки в рост человека в специальном амбаре и принесении ей жертвы.

Ханты и манси. Фольклор.
Существует сказание о герое манси Эква-пырисе, который у Водяного царя дочь сватал.
Он соревновался с сыном Водяного божества в магии, стрелял заговоренной стрелой из собственной кости, женился и увез дочку Водяного, сестру подводного богатыря.
О лягушках там, правда, ни слова.

В русской сказке братья выбирают жен, стреляя из луков. Ивану достается лягушка, она же Василиса Премудрая. Иван сжигает шкурку лягушки, и Василиса оказывается далеко у Кащея.

Теперь образец. Аланы.
Мы догадываемся, что когда-то на наших пространствах на куски разлетелась аланская, сарматская мифология, поэтому будем искать образец в сохранившемся аланском эпосе "Нартиаде". Найти его не трудно, достаточно прочесть сказание о женитьбе богатыря Хамыца на сестре подводного богатыря.
"Тогда  подвели  Сослана к постели, подняли тюфяк и показали
Сослану на лягушку, которая сидела под тюфяком.
   – Вот ваша невестка, – сказали ему".

...Хамыц  последним покинул дом Быцента. Невесту его в  лягушачьей шкуре  посадили Быцента под высокую луку Хамыцева седла. Печальный вернулся  Хамыц  домой. 
Поставил он коня своего  в  конюшню,  снял седло  и  сбрую  и так низко опустил голову от стыда..."


Далее, как мы уже догадываемся, жена его оказывается мастерицей на все руки, в девушку из лягушки она оборачивается только ночью. В одной из версий мифа злокозненный Сырдон, подглядев превращение, чтобы подшутить над героем, сжигает лягушачью шкурку его жены, в иной версии Хамыц виноват сам. Жена-лягушка вынуждена навсегда покинуть мужа. Правда, она своеобразно передает мужу будущего ребенка, которого тот вынужден рожать самостоятельно.
Заметим еще, что и герой манси, и аланский герой, и Иван-царевич в начале рассказа стреляют из луков (Хамыц стреляет в белого оленя, это приводит его к знакомству с одним из донбеттыров (водяных), который и выдает за него сестру-лягушку.
В русской сказке исчезает мотив сестры, зато появляется мотив братьев богатыря.

Теперь можно восстановить и собрать исходный миф о царевне-лягушке.
Стреляя из лука, герой проходит инициацию: хорошая стрельба - это показатель половой зрелости, возраста для женитьбы (у скифов, сарматов, алан).
Герой женится на дочери Водяного божества. Девушка вынуждена жить на земле в лягушачьей шкуре, поскольку днем на солнце слишком жарко для подземной подводной богини.
Мужу это неудобно, и он сам (или другой персонаж), уничтожают шкурку лягушки. Трагическое происшествие приводит к разлуке. Богиня вынуждена покинуть земного мужа.

Нет в жизни счастья, в том числе и для богинь, хлебнувших на земле горя. Зато теперь богиня-лягушка хорошо понимает судьбу женщин, становится их покровительницей, а они - женщины - подносят дары  подводной богине и обращаются в молитвах к бронзовой пластине со шкуркой волшебной лягушки.


Абсолютно логичная история, разбросанная по векам, странам и народам.

текст: борис эренбург


Tags: история, литература, пермский звериный стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments