?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Дело Лягушки-царевны

d52dd1be1c3a

Попробуем разобраться  в запутанном деле Царевны-Лягушки из одноименной сказки.
Одна из самых знаменитых русских сказок предельно таинственна. Зачем жених выбирает невесту стрельбой из лука? Почему невеста оказалась лягушкой? Отчего она так зависит от своей шкурки?
И еще, причем здесь звериный стиль?

Археолог находит кусочки керамики и складывает из них по известным образцам кувшин. Культуролог находит сказки, обрывки эпоса, этнографические заметки и собирает миф. Работа достаточно сложная, поскольку все эти кусочки смысла могут настолько разлететься во времени и пространстве, перепрыгнуть границы народов и культур, что собрать их становится почти невозможно. К тому порой просто не найти и не различить необходимый образец. К счастью, в деле с лягушкой проблемы решаются, потому что мы знаем судьбу исходного эпоса, часть которого сохранилась.

Итак, будем собирать по частям.
Прикамье. Бронзовая пластина с изображением Лягушки (V-VII в.), найденная в Добрянском районе Пермского края. Вернее это изображение распластанной шкурки лягушки, что немаловажно.

Ханты и манси. Этнографические материалы.
Лягушка. Ипостась женского божества. Покровительница женщин, помощница при родах.
Одной из дочерей Верховного бога Нуми-Торума (старшей сестрой Среднесосьвинского богатыря) считалась Хангласам-най-эква. У нее было семь дочерей, три из которых жили в юртах на Оби. Иногда ее называли  Хал-эква «между кочек женщина». Владения Хал-эквы простирались на весь бассейн верхнего течения Северной Сосьвы; она считалась хозяйкой ценных пушных зверей – соболя, горностая, бобра и выдры. Богиню-покровительницу на р. Тап также звали Нярс-най-эква, она была похожа на лягушку. Записана информация о хранении в XX в. изображения лягушки в рост человека в специальном амбаре и принесении ей жертвы.

Ханты и манси. Фольклор.
Существует сказание о герое манси Эква-пырисе, который у Водяного царя дочь сватал.
Он соревновался с сыном Водяного божества в магии, стрелял заговоренной стрелой из собственной кости, женился и увез дочку Водяного, сестру подводного богатыря.
О лягушках там, правда, ни слова.

В русской сказке братья выбирают жен, стреляя из луков. Ивану достается лягушка, она же Василиса Премудрая. Иван сжигает шкурку лягушки, и Василиса оказывается далеко у Кащея.

Теперь образец. Аланы.
Мы догадываемся, что когда-то на наших пространствах на куски разлетелась аланская, сарматская мифология, поэтому будем искать образец в сохранившемся аланском эпосе "Нартиаде". Найти его не трудно, достаточно прочесть сказание о женитьбе богатыря Хамыца на сестре подводного богатыря.
"Тогда  подвели  Сослана к постели, подняли тюфяк и показали
Сослану на лягушку, которая сидела под тюфяком.
   – Вот ваша невестка, – сказали ему".

...Хамыц  последним покинул дом Быцента. Невесту его в  лягушачьей шкуре  посадили Быцента под высокую луку Хамыцева седла. Печальный вернулся  Хамыц  домой. 
Поставил он коня своего  в  конюшню,  снял седло  и  сбрую  и так низко опустил голову от стыда..."


Далее, как мы уже догадываемся, жена его оказывается мастерицей на все руки, в девушку из лягушки она оборачивается только ночью. В одной из версий мифа злокозненный Сырдон, подглядев превращение, чтобы подшутить над героем, сжигает лягушачью шкурку его жены, в иной версии Хамыц виноват сам. Жена-лягушка вынуждена навсегда покинуть мужа. Правда, она своеобразно передает мужу будущего ребенка, которого тот вынужден рожать самостоятельно.
Заметим еще, что и герой манси, и аланский герой, и Иван-царевич в начале рассказа стреляют из луков (Хамыц стреляет в белого оленя, это приводит его к знакомству с одним из донбеттыров (водяных), который и выдает за него сестру-лягушку.
В русской сказке исчезает мотив сестры, зато появляется мотив братьев богатыря.

Теперь можно восстановить и собрать исходный миф о царевне-лягушке.
Стреляя из лука, герой проходит инициацию: хорошая стрельба - это показатель половой зрелости, возраста для женитьбы (у скифов, сарматов, алан).
Герой женится на дочери Водяного божества. Девушка вынуждена жить на земле в лягушачьей шкуре, поскольку днем на солнце слишком жарко для подземной подводной богини.
Мужу это неудобно, и он сам (или другой персонаж), уничтожают шкурку лягушки. Трагическое происшествие приводит к разлуке. Богиня вынуждена покинуть земного мужа.

Нет в жизни счастья, в том числе и для богинь, хлебнувших на земле горя. Зато теперь богиня-лягушка хорошо понимает судьбу женщин, становится их покровительницей, а они - женщины - подносят дары  подводной богине и обращаются в молитвах к бронзовой пластине со шкуркой волшебной лягушки.


Абсолютно логичная история, разбросанная по векам, странам и народам.

текст: борис эренбург


Архив

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com