senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Category:

Почему венгры не хотят происходить из Прикамья

Существует немало доказательств в археологии, мифологии, лингвистике того, что венгры-угры пришли в IX веке на Дунай из Среднего Прикамья.
Казалось бы, венгры должны самолетами и вагонами приезжать с экскурсиями в Соликамск и Кишерть, чтобы хотя бы посмотреть на свою далекую историческую родину. Но этого не происходит. Почему?

Для начала прочтем небольшую главу из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль"(Пермь, 2014).

Загадка венгров

В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры, ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м (это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более 270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р.Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлур-гия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу.
Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —мост, vert —броня, asszony — госпожа, женщина, kard – меч, ezüst —серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ, исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого века.
В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с.Манвеловка в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима» (Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду (Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия» (так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели военное поражение от царя болгар, но затем в битве при Прессбурге под руководством князя Арпада, объединившего семь племен, разгромили войска Великой Моравии. Воинственные племена венгров хотели еще захватить Баварию, но проиграли битву при Лехе немцам и осели на Дунае.
Споры о родине венгров велись веками. Венгерские ученые (А.Регули, Б.Мункачи и др.) не раз приезжали в Зауралье, изучали хантов и манси, нашли много общего у своих предков и уральцев, включая древний национальный миф о семи братьях вождях и младшем царе-всаднике, победившим братьев в конном состязании. Аналогичный миф сохранился у манси, где великий герой Мир-Сусне-Хум (Альви, Альвали, Али-Хум) победил братьев и первым привязал коня у небесной коновязи отца Нуми-Торума.
Католический венгерский монах Юлиан, посланный для поисков родины предков и обращения в христианство оставшихся в язычестве венгров, в 1236 году нашел «венгров-язычников» в неведомых краях за Волгой и говорил с ними на понятном для них венгерском языке. Путь к ним на север ему указали булгары, так что, скорее всего, монах провел месяц с уграми Прикамья.
Итак, мы знаем, что в начале девятого века один из народов Приуралья исчез, а в конце того же века на Дунае появился народ с той же мифологией, с родственным языком, с похожим погребальным обрядом. Не будем ничего утверждать, выводы делайте сами.
***

Добавим к этой главе, что на Огурдинском могильнике в Усолье А.Белавин нашел и описал ряд вещей, аналоги которых найдены в древневенгерских могильниках на Дунае. Чтобы доказать тождество народов, не хватает только фотографий древних венгров на фоне Сылвы и Камы, а затем тех же лиц на фоне Тисы и Дуная в девятом веке.
Итак, факты налицо, а любопытных венгров в Соликамске не видно. Отчего?

Более того, если финны считают местных финно-угров своими младшими несчастными родственниками, так сказать, заблудшими лесными братьями, то венгры презрительно отворачиваются и открещиваются от всех этнических связей с Уралом. Это может рассказать, например, Наталья Шостина, которая не раз пыталась пригласить венгров на этнофестиваль Камву.
Тот же вопрос - почему?

Чтобы ответить на это сразу определим роль официальной историографии любой страны.
Официальный историк - это обслуживающий персонал правительства, так же, как охранник, водитель служебной машины, уборщик. Такой же персонал, как официальный писатель, режиссер, политолог, редактор государственного телеканала. Как известно, любая история тут же переписывалась в угоду новому императору и правительственному курсу.
Нынешней Венгрии, освободившейся 25 лет назад от социализма и вновь ставшей частью европейского мира, нужна европейская история, далекая от связей с Россией и лесостепью Прикамья. Официальная историография Венгрии считает, что стыдно и нелепо выводить историю страны из каких-то лесов диких финно-угров. Венгерские националисты-историки вообще называют теорию исхода угров из Прикамья и Зауралья пророссийским заговором в науке и клеймят ее сторонников. Венгерская историография ищет предков венгров в основателях огромных кочевых империй и возводит историю нации к гуннам и Атилле. Доказательств этому нет, кроме одного: на Дунай пришла орда, то есть кочевой народ. И вот тут мы вынуждены согласиться с ними.

Но мы пойдем дальше и исправим важную ошибку венгров.
На Дунай пришли не дикие угры северных лесов. В Восточную Европу явились из лесостепей Прикамья потомки кочевого народа аланов, сыгравшего огромную роль в этногенезе прикамских угров. Сармато-аланы, пришедшие на север в IV веке, после разгрома их основных сил в южных степях гуннами, осели на Каме, образовали вместе с местными племенами т.н. неволинскую культуру, но сохранили в прикамской лесостепи навыки кочевых народов. По неизвестным причинам их потомки через несколько столетий покинули наши края и пройдя через Волжскую Булгарию и Приазовье устремились в Европу.

Про аланские слова в венгерском языке мы уже говорили. Характерно, что это вождистские слова, обозначающие добычу и оружие (меч, серебро, зеркала, женщины и т.д.). Добавим, что в Венгрию впоследствии в XIII веке бежали от монголов с Кавказа аланы-яссы и легко адаптировались в "чужой" стране.
Парадокс в том, что венграм-националистам не нужно возводить себя к отвратным (по мнению тогдашних европейцев) гуннам, происхождение их гораздо благородней.
Сармато-аланы - знаменитый народ, родством с которым гордились поляки, украинцы и даже французы, где аланы оставили большое наследство в топонимике городов: Alanville, Alansonum и аристократических имен Ален, граф Аллон и т.д. Аланская конница в составе римских войск смяла и уничтожила центр гуннской армии во главе с Атиллой в знаменитой битве на Каталаунских полях. Вообще, аланы - ираноязычный народ, европейские кочевники,  в отличие от азиатов-гуннов, пришедших издалека.
Лишь в последнее время появились работы о сарматах в Прикамье (Д.Шмуратко, В.Овчинникова и др.), неизвестные венгерским историкам. Дождемся ли мы дней, когда истина озарит гордых венгров, и они двинут изучать свою далекую историческую уральскую родину?
К тому же местами она не менее красива, чем берега Тисы и Дуная.

Сылва




Tags: история, пермский край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments