senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Categories:

Обол мертвых: от Древней Греции к Перми и Сибири

пары+

Погребальный обряд в средневековом Прикамье отличался наличием серебряных масок на лицах погребенных и серебряных тонких дисков на груди покойников. Множество подобных дисков найдено в Западной Сибири на территориях хантов и манси.
Чтобы понять смысл этого загадочного диска, попробуем сначала описать его жанровые особенности.

1. Тонкий диск из серебра (встречаются также диски из меди, олова и т.д.), изготовленный посредством чеканки или литья (реже).
2. На диске изображен мифологический сюжет или персонаж мифов: зверь или птица, антропоморфное божество, всадник, пара на коне или звере.
3. Часто диск имеет кольцо для подвески.
4. По периметру диска располагается кольцо из выпуклых точек.


Зная про путь сарматов на север и многочисленные следы, оставленные ими в Прикамье, отправимся в поисках истоков обряда в Боспорское царство, где правили сарматские династии и куда ираноязычные кочевники уходили из южноуральских степей на зиму.
Но сначала надо сказать пару слов про само удивительное царство в Причерноморье.
Союз греческих городов-колоний на Понте Эвскинском (Черном море) стал царством еще до нашей эры. С первого века нашей эры там правили сарматы, ираноязычные кочевники. Союз сарматов с греками был очень своеобразным: интеллигентные греки торговали, занимались философией, виноделием, работали в ювелирных мастерских, а сарматы правили царством и были, так сказать, силовиками - держали армию и полицию. Оседлые сармато-аланы Боспора поддерживали контакты с кочевыми родственниками, приходившими на зиму в степи Меотиды (Приазовье) близ городов греко-сарматского царства. В столице Пантикапее (Керчи), как указано на стелах, была должность "главного переводчика алан" (аланы - сарматское племя, говорившее на языке иранской группы).
В этом необычном государстве смешивались не только языки, но и древнегреческие и иранские мифы. Иранцы молились греческим богам, например Афродите Апатуре в святилище близ Тамани, и провожали покойных по греческому обряду.

Итак, что расскажут нам сарматские погребения Причерноморья?

Первое, что мы видим - знакомые на вид диски, только здесь они из тонкого листа золота. На них тоже изображен мифологический персонаж: Афродита с эротами или Гелиос, или Гермес.

Диски погребальных венков из некрополей Горгиппии (Анапы), справа - изображение Афины с эротами
диски обрамленные+

 Это диски погребальных венков. Они замыкают венок по центру, как пряжка пояс. Венок - греческая награда заслуженному лицу. Погребальный венок - имитация настоящего прижизненного венка - символ значения покойника, знак его заслуг, как например, наша орденская планка.

Жанровые особенности сарматско-греческих дисков схожи с прикамскими и сибирскими: тонкая пластина из благородного (по возможности) металла, отчеканенный мифологический персонаж, ободок из выпуклых точек. На некоторых дисках - кольцо для подвески.
Значение мифологических персонажей Боспора в принципе понятно - изображены гении-хранители и боги-покровители. Гермес-Психопомп и Афина призваны оберегать покойника в мире мертвых, Лик Горгоны на амулетах-медальонах, так называемых горгонейонах, должен отпугивать враждебных духов. "Иранцы"-сарматы легко восприняли этот атрибут греческого обряда, поскольку греческие диски напоминали фраваши - иранские диски с крылышками, символ реинкарнации души и воскресения мертвых.

Посмотрим, откуда взялся ободок из выпуклых точек, чеканка и тонкий лист.

В рот или в руку покойнику греки (и эллинизированные сарматы) клали "обол мертвых" - имитацию монеты для перевозчика Харона через подземную реку Ахеронт. Такие копии монет назывались индикации и делались посредством чеканки на тонкий лист металла с настоящих (старых) монет.
В мире теней покойник расплачивался "тенью" монеты и был украшен "тенью" венка. С одной стороны - экономия металла у хитрых греков, с другой - точное соответствие мифологии.

Золотые индикации боспорских монет из погребений Анапы (греческой Горгиппии)
индикации++

Выпуклый ободок неминуемо появлялся на индикациях, так как существовал на настоящих боспорских и греческих монетах. Откуда же он взялся?

Боспорские монеты, аверс.  На одной стороне (аверсе) изображался боспорский царь (Савромат I, к примеру) на другой - реверсе - почти всегда изображен император римлян, Коммод, Александр Север и т.д. Боспор был вассалом и союзником Рима. Бусинный ободок налицо.
монеты+


Впервые ободок появился на одной из первых знаменитых греческих монет - тетрадрахме с изображением Афины. В монете точками были отчеканены бусы Афины и гребень ее воинского шлема. С тех пор в нумизматике он получил название "бусинный ободок". После погребальных индикаций "бусинный ободок" стал своеобразным обрамлением вещей мира мертвых.


Тетрадрахма с изображением Афины, на которой впервые появились элементы "бусинного ободка". На другой стороне (реверсе монеты) - сова, символ мудрости Афины. В Сибири греческая сова стала Филином.

3b


Еще одна греческая Афина. Здесь бусинный ободок уже виден хорошо. IV век до н.э.
1498474647 (1)


Сармато-аланы, пришедшие в Верхнее Прикамье и Зауралье после разгрома гуннами в IV веке сохранили жанр и атрибуты древнегреческого обряда. Сменились персонажи: вместо Горгоны на дисках появился Сенмурв (крылатый барс) или Филин, вместо путешественника в иной мир Гермеса появился всадник, тоже путешественник в подземные миры. Функции отпугивать враждебных духов и обеспечить возрождение души сохранились. Сохранилась также функция "тени" - тонкий лист и, конечно, бусинный ободок как знак вещи другого мира.

Греко-сарматский медальон "Горгонейон" - оберег из погребения Анапы с изображением головы Горгоны-Медузы. Отпугивает монстров подземного мира и враждебных духов. II-IV вв. н.э.
горгонейон+

Пермский оберег-медальон "Сенмурв". Крылатый барс - проводник в иной мир, тоже отпугивает враждебных духов. VII-VIII вв. р. Кама, Чердынский район
сенмурв+

Медальон-оберег с Филином. Западная Сибирь.
Отчетливо видна окантовка и бусинный ободок, как на греческом горгонейоне.

филин+


Когда угры, потомки уральцев и пришедших с юга аланов,  потеряли навыки металлургии, они заменяли подобные диски в погребениях и на куклах иттерма царскими монетами, немецкими счетными жетонами и даже советскими деньгами. Они поневоле, так сказать, вернулись к первоначалам греческого обряда с "оболом мертвых".


Бусинный ободок с портретом "императора" сохранился до двадцатого века.

29611856_1217105964_monetuy


Итак, мы видим как сохранялись черты погребального обряда на огромных расстояниях во времени и пространстве: от древнейших времен Греции до средневековых Прикамья и Сибири, а в чем-то, видимо, и до наших времен.
Любой шаг вперед предполагает, что одна нога занесена в неизвестное, а другая опирается на опыт предков. При этом предки могут иногда оказаться совсем не теми, кого мы ожидали увидеть.


Фрагмент украшения сарматского кинжала из погребения в Анапе. Повторяется сцена терзания орлом зайца.
Сцены терзания обычны в пермском зверином стиле, только там обычно филин "терзает" других животных% лося или медведя. Заяц в Прикамье и Сибири - ипостась богини, птица его не трогает.

кинжал+


Сибирские диски из серебра, меди, бронзы. Мифологические персонажи и бусинный ободок.

DSC01506++



Текст: Борис Эренбург, 2014

Использованы фотографии из книг:
Аркадий Бауло "Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов", Новосибирск, 2011
Борис Эренбург "Звериный стиль", Пермь, 2014
Андрей Новичихин, Ольга Галут "Золото Горгиппии", Анапа-Краснодар, 2013



Tags: история, пермский звериный стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment