senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Categories:

Они пришли из Прикамья и взорвали Европу. "Путь Одина, часть II": Вендельские шлемы

текст: Борис Эренбург

В VI-VII вв. на территории Евразии произошло два пассионарных взрыва - в Прикамье и Скандинавии.
Первый привел к открытию больших торговых путей "из манси в персы"(по Каме и Волге до Каспия) и пути "из варяг в бьярмы", связавших Сибирь с Европой и Центральной Азией.
Второй социальный катаклизм, получивший название "Век викингов" не только породил множество торговых путей ("из варяг в греки", балто-каспийский путь и пр.), но и взорвал Европу, погрузив ее в хаос нашествий с Севера. Оба эти события были связаны между собой.

Кочевые и Местные, формулы культур

Как смешивание нескольких специальных веществ приводит к химическому взрыву, так и смешение культур с особыми свойствами в одном социуме вызывает мощную реакцию. Речь идет о слиянии кочевой и оседлой культур.

Кочевники
У кочевников не существует центра, постоянного места в пространстве. Кочевой социум постоянно перемещается в поисках пастбищ и добычи. При этом кочевники оперируют огромными расстояниями, их преимущество - мобильность, агрессивность, внезапность.
Формула этой культуры: окружность везде, центр - нигде.

Местные
У оседлых культур всегда есть определенные центры в пространстве: город, селение, дом как место постоянного обитания. При этом высокая устойчивость сочетается с низкой мобильностью, отсутствием широкого географического кругозора и далеко идущих амбиций.
Формула такой культуры: центр везде, окружность - нигде.

Местные кочевники
При слиянии оседлых и кочевых культур новый социум объединяет в себе навыки тех и других, получает на земле центр как штаб управления и базу, где можно хранить добычу; дом, где можно оставить жен и детей, отправляясь в поход; место, куда теперь можно постоянно возвращаться. При этом изменившийся социум использует кочевую практику войны и торговли на дальних расстояниях, сохраняет агрессивность и мобильность.
Формула этой особой культуры: центр в тылу, окружность - повсюду.

Никакие препятствия, особенно расстояния, представителей "оседлых кочевников" не пугают.
Окружение нового социума обычно не готово к такой смене ролей, "оседлые кочевники" приходят внезапно, сокрушают на пути всех; амбициозный дебютант как правило добивается успеха. Пассионарные взрывы в VII веке случились не в первый и не в последний раз - самым ярким примером подобного кумулятивного эффекта стал в XIV веке успех империи Тамерлана, состоявшей из жителей городов и армии кочевников.

Большой поход

В конце IV в. на север в Прикамье и Зауралье после поражения в войне с гуннами отступили сармато-аланы (о сарматских могильниках Пермского края можно прочитать в специальной работе  Д.Шмуратко).
Это были ираноязычные кочевники, народ с богатой историей, мифологией и передовыми по тем временам технологиями вооружения и военного дела. Перемещаясь по континенту, сарматы находились в постоянных контактах с Ираном, Согдом, греко-сарматским Боспорским царством, Римом и Византией, пока вторжение гуннов не прервало кочевой ритм.

Часть кочевников ушла в Верхнее Прикамье и смешалась с местным населением. Это породило в дальнейшем явление пермского звериного стиля и богатство легендарной страны Биармии-Вису, торговавшей мехами на огромных расстояниях от Урала до Ирана и Швеции.

Теперь о Большом походе.
Предположим, что другой отряд сармато-аланов, отрезанных на Средней Каме от своих обычных южных маршрутов гуннами, совершил из Среднего Прикамья в конце IV или начале V века большой переход на северо-запад через Вычегду, Двину, в Скандинавию, до острова Готланд и Осло-фьорда. Вероятно, это был крупный отряд во главе с военными вождями аланов, уцелевшими в сражениях. В те времена в северных землях никто не был способен преградить путь подобным воинам. Согласно "Саге об Инглиндах" вождь аланов-асов по имени Один основал в Швеции первое королевство и династию Инглиндов. Это движение получило название в скандинавских языках Norðrvegr (путь на Север, отсюда название страны - Норвегия).

Великий поход отозвался в скандинавских сагах, ритуалах, обрядах, мифологии и социальном устройстве народов на полуострове. Через два столетия после прихода аланов-асов слияние культуры кочевников с общинами жителей фьордов привело к мощному пассионарному взрыву в Скандинавии, раскидавшему викингов в набеги на Ирландию, Англию, Западную и Восточную Европу, страны Средиземноморья. На востоке от Швеции в результате варяжской ударной волны появилась страна городов - Гардарики и был основан Киев.

Ушедшие на запад и оставшиеся в Прикамье потомки кочевников сохранили между собой связь, что подтверждается существованием на протяжении всего средневековья северного торгового пути между Прикамьем и Скандинавией. Протяженность этого пути могла составлять около 30 дней.

Но как доказать реальность Большого северного похода? Участники движения и жители Севера не владели письменностью и не оставили воспоминаний.
Конечно, приход кочевников в V веке оставил немало следов в Скандинавии. Отметим появление курганного обряда, культ огня, сходство в образах Одина и героя угорской мифологии Мир-Сусне-Хума, неожиданный для Севера культ коня и захоронения всадников, социальное устройство первых шведских королевств, напоминающих по структуре угорские княжества, наконец, упоминания в "Саге об Инглиндах" об Урале и асах, пришедших из Азии. И все же эти свидетельства не более, чем косвенные доказательства и подвержены бесконечным интерпретациям.
К счастью, сама история удивительным образом позаботилась об археологических доказательствах похода и отметила вещами, как знаками, начальную и конечную точку маршрута.
Речь идет о вендельских шлемах.

Вендельские и прикамские шлемы

Вендельские шлемы — группа шлемов, распространённых в Северной Европе в так называемую Вендельскую эпоху (VI—VIII в.н. э.) Найдены в шведских и англосаксонских погребениях. Аналоги этим шлемам есть только в могильниках Прикамья.
«В конце эпохи Великого переселения народов - начале эпохи Меровингов во многом сходные между собой шлемы появляются на востоке - в Прикамье; на севере - в Швеции; на западе - в Англии. Сходство прикамских и вендельских шлемов уже давно общепризнанно, и активно используется для прикладных целей - например, для реконструкции скандинавского защитного вооружения» - пишет археолог Екатерина Лурье.
Вендельских шлемов найдено 12, в Прикамских могильниках, расположенных в Удмуртии, Башкирии и на юге Пермского края, найдено 18 ажурных шлемов.

Вендельские шлемы, реконструкции (Швеция и Англия). Видны окуляриумы, фигурные надбровья, наносник, фигурка кабана со шлема из Бенти-Грэнж. Обратим внимание на ажурный шлем (снизу слева), практически полные аналоги которому найдены в Прикамье.


Вендельские шлемы, как правило, основывались на каркасе, устроенном из металлических полос. К нему прикреплялись, например, подтреугольные пластины, либо полосы, либо арочные пластины, либо иначе. Известен шлем из Ультуны, тулья которого состоит из корзинообразно сплетённых металлических полос. Спереди шлемы могли снабжаться наносником, полумаской (окуляриумом) или личиной. Большинство шлемов в длину больше, чем в ширину, то есть рассчитаны на долихоцефалов (длинноголовых). Прикамские шлемы соответствуют этим характеристикам и подходят под известную классификацию Арвидссон, разработанную для вендельских шлемов.

Часто шлемы украшались фигурой зверя по центру и фланкировались бронзовыми пластинками с фигурами воинов, зверей и птиц. Нередко изображения в зверином стиле украшали надбровья шлемов.

Кабаньи шлемы — разновидность вендельских шлемов, появившаяся около VII века, на которых помещён нашлемник, изображавший кабана.
Наиболее известен шлем из Бенти Грэнж (Дербишир, Англия) конца VII века. Железные полосы каркаса соединены серебряными заклёпками, а полоса, идущая спереди назад, также образует наносник, украшенный серебряным крестом. Снаружи этот шлем был покрыт роговыми пластинками. На овальной бронзовой пластинке крепилась железная фигурка кабана с бронзовыми глазами, украшенная золотом и серебром.


Исследователи признают сармато-аланское происхождение прикамских шлемов, образцом для которых послужил в свое время сасанидский иранский шлем.
Возможно, кстати, что длинноголовый образ знатного сасанидского воина в шлеме послужил стимулом для обряда деформации черепов у поздних сармат – ираноязычные кочевники хотели быть похожими на рыцарей империи Сасанидов.

Сасанидский шлем из Ирана- прототип сармато-аланских, прикамских, сибирских  и вендельских шлемов.


Другое дело, что историки часто игнорируют походы в IV-V вв. сармато-аланов в Прикамье, и поэтому не могут установить связь и путь структурно одинаковых предметов.
Многие специалисты традиционно считают Прикамье изолированным лесным краем, забывая, что речь идет об эпохе с гордым названием Великое Переселение народов, затронувшей не только европейский мир.

Шлемы Сибири
Подробный разбор и сопоставление прикамских и вендельских шлемов можно прочитать в статье Екатерины Лурье, а мы добавим к этому новый материал из Сибири.
В лесную Сибирь и Зауралье тоже отступили в свое время отряды сармато-аланов, оставившие курганы на огромных пространствах от Тюмени до Алтая.  Аланы вообще отличались огромной способностью к ассимиляции и легко переходили к оседлому образу жизни (Бернард С. Бахрах. История Алан на западе).
Можно предположить, что сармато-аланские шлемы в лесах Сибири прошли похожий период развития и сохранили элементы родства с вендельскими шведскими и английскими шлемами.
Находок настоящих шлемов в Сибири немного. Два шлема, клепанные из железных полос и украшенные изображениями фантастических зверей из тонких листков накладного золота, были в конце XIX века обнаружены в кладе на реке Вагай недалеко от Тобольска (Чернецов, Мошинская, 1954).

Гораздо больше можно увидеть сибирских шлемов в металлопластике, бронзовых изображениях западносибирского звериного стиля.

Шлемы Западной Сибири в металлопластике.
Видны ажурные шлемы (конус елочкой), шлемы с навершием в виде филина, надбровья, украшенные, как и в Скандинавии фигурами птиц (вверху слева), наносники и окуляриумы (полумаски).
Обратим внимание на доминирование женщины в шлеме в сибирской композиции вверху справа. Воинственность сармато-аланских женщин известна. Один из прикамских шлемов в Тарасовском могильнике находился в погребении молодой женщины вместе с другим оружием. Три из четырех деформированных удлиненных черепов (деформированный
череп - знак знатного воина) найденных в могильнике харинского времени в Пермском крае принадлежали женщинам.
Изображения из каталога А.Бауло "Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов", Новосибирск, 2011.



И здесь мы видим весь ассортимент элементов шведско-английских шлемов: надбровия в зверином стиле, фланкированные фигурами зверей и птиц, полумаску (окуляриум), которую сибирские мастера передавали горизонтальной полосой.
Обращает внимание навершие шлема в виде головы филина.  На скандинавских шлемах навершие было иногда выполнено  с фигурками кабанов или голов воронов (у Одина и асов на накладках).

Одна из сибирских "мадонн" (женщина с ребенком в руках) изображена в шлеме с окуляриумом и в латах (Бауло, 2011).
Вполне вероятно, что происхождение воинственных северных валькирий связано со статусом женщины у сармато-аланов. Напомним, что и прикамские женщины в средневековье по данным археологии носили пояса с кинжалами.



На шлеме-маске с реки Конды (в центре внизу) мы видим даже изображения металлических усов, как на знаменитом шлеме из английского погребения в Саттон-Ху.

Шлемы с реки Конды (ХМАО-Югра) украшены головами лосей, филина. Отчетливо просматриваются окуляриумы и нащечники. В центре шлем-маска с личиной, изображение усов напоминает знаменитый шлем с металлическими усами из Саттон-Ху (Англия). Фото из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль", Пермь, 2014.
Шлем с полумаской из Саттон-Ху (Англия, VII в., реконструкция).
Обратим внимание на накладку с усами.


Вороньи и кабаньи шлемы скандинавов эпохи Вендель.


Сравним "свинолюдей" Скандинавии, наших прикамских "человеколосей" и "людей-филинов" средневековой Сибири.

Вождь (бог) Один с двумя воронами в вороньем шлеме.


По аналогии с кабаньими и вороньими шлемами скандинавов сибирские шлемы были украшены головой филина. Иконография сибирского шлема достаточно устойчива и удивительно совпадает со скандинавскими шлемами.




Заключение
Прививка кочевой культуры в V веке оседлым жителям лесного Прикамья и скандинавских фьордов породила и там и тут «век курганов» с последующим смешением культур и ассимиляцией кочевников.
После некоторого инкубационного периода, через два столетия после "века курганов" возникло мощное магистральное движение некогда изолированных культур, выразившееся в войне и торговле на огромных расстояниях.
Вендельские, прикамские и сибирские шлемы, как и множество иных свидетельств, показывают, что источником этих процессов явились кочевники южнорусских степей и Причерноморья.
Вытесненные гуннами из привычных мест сармато-аланы пришли в лесные зоны Прикамья, Зауралья и Западной Сибири, часть осталась на Каме и Вишере, другие отряды двинулись на север, дошли до Скандинавии, и в конечном счете их потомки потрясли Европу в легендарные времена викингов.

Путь Одина и Сага об Инглиндах. Часть I.

Tags: история, пермский звериный стиль, пермский край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments