senat_perm (senat_perm) wrote,
senat_perm
senat_perm

Дело Одина, бога и вождя из Пермского края

текст: Б.Эренбург

В V-VII вв. Верхнее Прикамье было одним из центров тогдашнего мира, воротами в Сибирь. Небольшая страна на реках Приуралья вела торговлю с Ираном и Византией, хазарами и Скандинавией. Вектор торговли и связей был направлен с Востока на Запад: из Прикамья в Скандинавию поступали украшения, южный импорт, бронзовые амулеты. Скандинавия за два века до эпохи норманнов не имела парусного флота, разбойные походы викингов были впереди. В одном из основных исторических произведений скандинавов "Саге об Инглиндах" говорится, что вождь Один с дружиной пришел из Азии, научил норвежцев и шведов магии, поэзии, войне и походам.
Тур Хейердал верил в предания своего народа и с Сагой в руках искал предков норвежцев в Приазовье. Попытки найти археологические доказательства происхождения норманнов от аланов Приазовья не увенчались особым успехом. Следы легендарного похода Одина на Север Тур Хейердал под Азовом не нашел. Ошибка была в том, что норвежец искал аланов не там.

В 370-е годы под натиском гуннов часть сармато-аланов отступила в северное Прикамье. На Каме и Вишере появились курганные могильники, захоронения с богатым убранством, конской упряжью, оружием, сарматскими пряжками и т.д. Взаимодействие уральцев и кочевников, как это часто бывает в истории, вызвало культурный подъем края, бурное развитие, которое позволило стать Прикамью одним из центров тогдашнего мира. Уральцы наладили торговлю на континентальных маршрутах, одним из первых был маршрут в Скандинавию, поскольку продолжались походы гуннов, и дороги на юг были не безопасны. Привычка кочевников к войне и торговле на больших расстояниях вела их далеко по континенту.
Мог ли один из аланских вождей Прикамья уйти походом в Северную Европу и остаться там? Легко.

На Севере Пермского края изумленный Тур Хейердал мог увидеть бронзовые прототипы скандинавских драккаров и шнеккаров (корабль-змея), бронзовые изображения берсерков из дружины вождя и самого Одина в классическом иконографически чистом виде с двумя воронами по бокам! А если бы он повнимательнее читал Сагу об Инглиндах, то нашел бы упоминание об Уральских горах, где "у Одина были владения".

"Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира" (Сага об Инглиндах).
Большой горный хребет по мнению специалистов - Уральские горы, Великая Швеция - здесь Европа, Страна Турок (Тюрок) - Волжская Булгария. Автор Саги родом из XII века смешивает страны и народы.

"Один отправился сначала на запад в Гардарики8, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове" (Сага об Инглиндах).
Вождь идет с дружиной через Гардарики, так шведы называли земли славян. А как еще можно пройти в Европу из Пермского края?


Посмотрим на археологические артефакты V-VI вв. в "норманнском стиле" с севера Прикамья  .


Прототип корабля викингов. Место находки:  р.Кама, Чердынский район Пермского края.



"Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками" (Сага об Инглиндах).

Берсерк в шкуре с головой медведя. Уральские берсерки употребляли перед боем настойку из мухоморов.
Бронзовая пластина из Соликамского р-на Пермского края.


Один с воронами

Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. «Старшая Эдда», «Речи Гримнира», 20[1]:

Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!

Один с двумя воронами на пермском кресале. с.Редикор Чердынского р-на Пермского края. Отметим, что эти кресала, как и наборные пояса с амулетами поступали из Верхнего Прикамья в Скандинавию.
Птицы словно говорят нечто в уши вождя :

Если среди предков норвежцев и шведов оказались сармато-аланы Прикамья, бывшие кочевники южнорусских степей, это легко объясняет, откуда у спокойных до того скандинавов  возникла тяга к большим расстояниям, "звериный стиль" набегов кочевников и головы змей на носах знаменитых парусных судов. Ведь кавалерия сарматов-кочевников сражалась под значками в виде драконов.
Вождь Один превратился в главного бога скандинавской мифологии точно так же, как  кочевники-сарматы стали богами хантов и манси. Угры Зауралья  сих пор одевают своих идолов в "металлические" кольчуги из фольги и остроконечные шапки напоминающие сарматские боевые шлемы.

"Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу15 с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы
надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год" (Сага об Инглиндах).

Вспомним курганные могильники V века н.э. в Верхнем Прикамье (Бурково, Харино, Митино и др.).

"Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом.

Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним".
В курганных могильниках Прикамья распространен был обряд трупосожжения.

"У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.

Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел" (Сага об Инглиндах).


У сарматов  колдовством занимались исключительно жрицы, но вожди совмещали функции военного и духовного предводителя (главного "шамана").

Рядом со скандинавским Одином всегда бог-громовержец Тор, рядом с главным божеством манси Мир-Сусне-Хумом - небесный бог громовержец Торум.

Ну, кто скажет теперь, что вождь и бог Один родом не из Пермского края?

О многом вы сможете узнать из нашей новой книги "Звериный стиль: история, мифология, альбом".
Книгу везут в Пермь, в четверг она поступит в продажу. Помимо увлекательного текста в альбоме 350 новых артефактов Звериного стиля.



Tags: история, пермский звериный стиль, пермский край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments